В районе создана и реализуется региональная модель специального образования, развивающаяся в направлении качества, доступности, содействия социальной адаптации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).
Ведущей структурой системы специального образования в районе стало государственное учреждение образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – центр), на базе которого функционируют 4 класса и 2 группы для лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Налажена система работы по созданию и актуализации банка данных о детях с ОПФР (далее – БД).
По состоянию на 15.09.2022 в БД состоит на учете 1011 несовершеннолетних с ОПФР (из них 103 – ребенка-инвалида). Системный анализ БД способствует прогнозированию и развитию районной системы специального образования.
Функционирует:
- 24 пункта коррекционно-педагогической помощи;
- 35 классов интегрированного обучения и воспитания, 13 групп интегрированного обучения и воспитания;
- 17 групп интегрированного обучения и воспитания;
- 7 специальных групп.
Учреждениями общего среднего образования организовано получение обучающимися специального образования на дому (12 чел.). Вышеуказанная сеть специального образования позволяет 100% охватить детей специальным образованием из числа выявленных.
Сформирована система ранней комплексной помощи (далее – РКП), основанная на межведомственном взаимодействии. В текущем учебном году данную помощь будут получать 17 детей в возрасте до трех лет.
Организована круглогодичная работа Сморгонского ЦКРОиР. В летний период на базе учреждения функционировал оздоровительный лагерь «Солнышко», дошкольная группа.
Согласно мониторингу эффективности оказания коррекционно-педагогической помощи в пунктах коррекционно-педагогической помощи наблюдается положительная динамика с 62,8 % в 2021 году до 63,22 % в 2022 году.
Функционируют районные ресурсные центры «Внедрение инклюзивных практик в образовательный процесс» (центр), «Оказание ранней комплексной помощи воспитанникам с аутистическими нарушениями» (детский сад № 6 г. Сморгони).
Важным в системе специального образования является организация качественного трудового обучения и профессиональное определение детей с ОПФР.
Средний балл за экзамен по трудовому обучению (6,7 балла) в 2022 году совпадает с итогами учебного года, что указывает на объективность оценивания педагогами учебных достижений учащихся с ОПФР.
С целью повышения социальной защищенности выпускников с ОПФР учреждениями образования в течение двух лет осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение – патронат. В текущем учебном году 7 выпускников с ОПФР находятся на патронате, 71,4 % из них получают профессионально-техническое образование.